Я сильно заболел тобой. Лекарств нет. Искать не буду. Я буду болеть. Всю жизнь. (с)
Мы на расстоянии меньше чем в два месяца от выпуска столь ожидаемого всеми Железного человека 3 киностудий Walt Disney Pictures и Marvel Studios. Сегодня, студия дебютировала совершенно новый трейлер. К тому же, ComingSoon.net/SuperHeroHype имел возможность бросить ранний взгляд на некоторый отснятый материал к премьере 3 мая и задать несколько вопросов исполнителю главной роли - Роберту Дауни младшему, а так же перекинуться парой фраз со сценаристом/директором картины Шэйном Блэком и президентом Marvel Studios Кевином Фейги.
По сюжету фильма, первая в этом году экранизация комиксов Marvel Cinematic Universe, нахальный-но-блестящий бизнесмен Тони Старк/Железный Человек попадает в ловушку врага, чья коварность не знает границ. Когда Старк находит свой личный мир разрушенным и брошенным к ногам врага, он предпринимает мучительные попытки поиска ответственных за эту катастрофу. Это путешествие, каждым своим поворотом будет проверять характер и силу воли Тони. В этом опасном путешествии, дабы выжить самому и защитить самых для него близких людей, Старку оставлены лишь возможности собственного смертного тела, а так же его изобретательность и изворотливый ум. В попытках собственной спиной остановить рушащуюся стену мира, Старк, наконец, находит ответ на вопрос, поймавший его в ловушку уже очень давно: человек делает себе костюм, или же все-таки костюм делает из тебя человека?
читать дальше
Q: Было ли у вас что-то вроде волнения, когда вам пришлось возвращаться к данному персонажу уже в четвертый раз?
Роберт Дауни мл.:Я находился в своего рода нетерпеливом ожидании этого. Я не хочу говорить "своего рода". Это звучит немного прохладно. Ожидание схожее…например, когда где-то на весенних выходных, а может летом или зимой у вас есть планы провести свой отпуск. Вы, может быть, хотите поехать в какую-нибудь Седону… так подтолкните же свой зад немного по направлению «вниз с горы». Так вот и у меня, своего рода список вещей, которые всегда мечтаешь сделать, но на которые никогда не хватает времени или просто не выпадает шанс. ЖЧ3 возложил на мои плечи очень большую ответственность. Потому что именно он должен был ответить на все вопросы зрителей. Стать мои волшебным зельем от всех недосказаностей игры прошлых фильмов и воплощением возможности реализовать все идеи, которые были по каким-то причинам выброшены за борт прошлых сюжетов. Но, вот, мы отсняли фильм, а у меня все еще есть ощущение того что нам еще есть чем заняться.
Q: Итак, когда же нам ждать «Железного человека 4»?
Дауни: не знаю.
Q: Как это было вновь вернуться к работе с Шэйном Блэком? И каково было ваше участие в том, чтобы он оказался вовлеченным в проект?
Дауни:Ну, уже довольно долгое время мы знаем друг друга довольно хорошо. Даже не спрашивая моего мнения, господа заявили, что Шэйн так или иначе был бы в это во все вовлечен. Они сказали, что сузили круг поиска ровно до двух вариантов. Мне понравились оба. Шэйн он, - и для меня это кредо, ибо мы с ним сняли фильм и работали над сценарием вместе, - он все еще занимает определенное место в моем сердце. И, как это выяснилось позже, он оказался идеальным выбором для этой картины.
Q: Вы упоминали не однократно в прошлых интервью, что предыдущие картины «Железного человека» претерпевали существенное изменение в сценарии в то время как съемки шли полным ходом. В этой картине был тот же подход?
Дауни:Сложно сказать однозначно. Поскольку мы пытались попутно построить некий плацдарм для Мстителей, было много вещей в каркасе, с которыми нам приходилось разбираться по ходу, типа «Что мы конкретно собираемся делать?» и «Что мы конкретно собираемся сказать всем этим?» Но кроме того было много «Эй, а что мы делаем-то в третьем акте?» «Где мы вообще собираемся это все закончить, ребята?» Но, думаю, что к тому времени как Шэйн взял в соавторы Дрю Пирса целостная структура скелета повествования, всех основных моментов и поворотов сюжета осталась неизменно изначальному варианту и это просто потрясающе. В целом, получается, что они смастерили песочницу идеально правильных размеров и вместимости, просто мы, потом, добавляли немного завихрений исключительно в ее дизайн. Знаете, в этом и есть изюминка стиля написания Шэйна. Не ничего случайно залетевшего в форточку. Все имеет свое определенно значение для развития дальнейшего повествования, и, даже если, изначально это и не заметишь. Все соответствует теме и полно символизма. Это на самом деле самые сложные моменты, придерживаться структуры, когда ты уже находишься в процессе съемок. Это все говорит том, что я очень глубоко уважаю его труд в целом, поэтому мог позволить себе совершенный сарказм к тому, что он писал каждый день. Что-то типа, приходил, брал сценарий и зачитывал с таким видом, будто они напихали в него кучу ненужных слов или же вообще написали какую-то хрень. Обычно, в практике это называется точки зрения актер/сценарист. Я называю это тремя… тремя листами бумаги с напечатанными на ними буквами. Это конечно может резать слух талантливому писателю, но таков уж мой личный взгляд на эти вещи. Я получаю хороший сценарий и ухожу со словами: «О, это хорошо! Я имею ввиду, мы, конечно же, не будем снимать эту фигню, но..»
Q: В Мстителях мы не однократно наблюдали как Тони Старк проходил мимо многих вещей. Как события этого фильма помогли ему изменить свое отношение к происходящему?
Дауни: Ну, знаете, мы вообще-то должны были сделать что-то. Я подумал: "Не случайно ли то, что он познал этот опыт? И почему он у него внезапно так случился в Нью-Йорке однажды летом? " Мы знаем, почему это все случилось именно там. Башня Старка. Но то, что он там делал, в принципе это было хорошим плацдармом для построения сюжетной линии третьей части. Я хотел, чтобы он вернулся домой, и я думал, "Что, если бы такое произошло с кем-либо из нас? Не было бы это хорошей взбучкой для каждого нормального человека? Уверен, вы бы стали оглядываться после такого". Тогда я подумал о реальности нашего 21 века в виде чудного духа Америки под названием терроризм, а так же прочего ударенного на голову производства, которое она так заботливо и кропотливо сейчас взращивает. Поэтому я подумал, что он должен быть немного ошеломленным. У нас всегда была эта задумка. Мы хотели, чтобы Тори и Роуди оказались в таком вот месте милях в двух, в местечке под названием Гнездо Нептуна (Neptune's Net) на PCH (Пассифик Кост Хайвэй). Я действительно хотел увидеть их в Гнезде Нептуна, но чтобы костюмы их были «припаркованы» снаружи, словно мотоциклы. Они внутри, и они просто два таких вот человечных парня. Я даже не знал, получиться ли у нас когда-нибудь все с этим Гнездом. У них же есть лицензия на название. Ну, что-то вроде «О, а давайте снимать в Спаго!» А я спрашиваю «Да не уж-то? А вы у них спросили разрешения?» А вообще я хотел чтобы все было именно на таком уровне восприятия, того же хотел и Шэйн. Мы оба хотели, чтобы они просто посидели на диванчике с мартини. И тут до меня дошло, говорю «Мартини? Так, а вот тут погодите… » «Хорошо», прерывает меня Шэйн, «Просто посидели на диванчике. А тут и Пеппер возвращается домой…» У Шэйна были в голове все эти образы выстроенные немного по-своему, у меня немного по-своему. А у студии и у Кэвина (Фейги) куча своих собственных канонических образов. И все это в итоге обернулось вот в такой удивляющий и очень зрелищный, я бы сказал клевый фильм.
Q: Мы видели сцену, где Бен Кингсли начинает свои уроки так хорошо при этом вписываясь в декорации и атмосферу. Понятие медиа-террорист так же интересно, как и как понятие момента заступничества Старка за Америку в борьбе со своим самым крупным противником. Насколько хорош был Кингсли в роли противника Мандарина?
Дауни:По некоторым причинам, я думаю об Оливере Стоуне, и когда я о нем думаю, то думаю я о том, как он отыграл в "Прирожденных Убийцах " много лет назад. В отличие от собственного неистового упора нынешнего террориста именно стать террористом «во всеуслышание», - сделаю отступление и скажу честно, не уверен я, что крупнейший противник должен всегда быть свергнут, – в действительности я не думаю, что такого рода террорист должен, позволять себе охватываться такой параноидальной идей быть реально услышанным вслух, проповедовать по медиа свою идеологию и бла бла бла. Хотя людям это нравится. И именно поэтому мне нравиться наш "Маньчжурский кандидат". Мне нравится чувствовать, что есть на самом деле вещи, которые нельзя предугадать ровно до того как они уже случаться. Я думаю, что это страшно, и это обязательно захватит в свои сети определенную часть больной паранойей 21 века американской души.
Q: Получается, что гордость Старка стоит у него на пути, дразня Мандарина и обрекая все на такой вот неизбежный крах.
Дауни: Да, я знаю. Это опять проблема из ряда «Что же ты будешь делать по этому поводу?» Если вы немного травмированы, вы неизбежно становитесь более резким и несдержанным в своей реакции на происходящее, не так ли?
Q: Является ли подобная насмешка результатом недавних сражений с инопланетянами, в результате чего Старк перестал бояться людей?
Дауни:Думаю, что истинная причина в том, что произошло нечто, придавшее происходящему оттенок личной заинтересованности Старка. В противном случае я не думаю, он бы стал вообще открывать свой рот.
Q: Было проделано много основной работы, которая позволила ЖЧ2 стать плацдармом для Мстителей. Так как ЖЧ3 образно стал предзнаменованием второй фазы, была ли в нем какая-нибудь подоплека для Мстителей2, или же он по большей части был своей собственной историей?
Дауни:Да, куда более самостоятельной историей, чем предыдущие две. И при работе над ней дышалось всем куда более свободно. Я даже немного не привык работать в таком режиме. К счастью и Шэйн и все остальные, работающие над ней, в том числе и я сам, были настроены работать, цитирую «именно над этой историей». У нас уже были Мстители, и нам очень нравилось, как все обернулось. Мы думали «Давайте не будем, конечно же, сливать героев, но сейчас давайте вернемся к Тони и Пеппер». И было очень, просто фантастически замечательно затащить опять на съемки Хэппи. Джон (Фавро) был ну просто великолепен. Он просто прибывал на съемочной площадке, а мы с большим энтузиазмом разводили вокруг весь этот беспридел. Он говорил «Все, что мне нужно делать - просто надеть на себя костюм и откалывать шуточки. Это будет очень здорово». В действительности он являлся просто неотъемлемой частью этой истории, как и всего, что происходило вокруг. Так же как и в истории Тони именно он был тем, кто стоял с ним бок о бок во время его от А до Я путешествия и попутно разборок с плохим парнем. Именно плохой парень втолкнул Тони в мир, в котором тот никогда не был. И, думается мне, именно это было фактом, так сильно привлекавшим Шэйна. Он говорил «Я бы хотел увидеть его разбитого и сломленного где-то в широтах славной Америки. Я бы хотел увидеть, как он общается с ребенком, с ребенком который не знает ничего, кроме того, что есть в мире один супергерой и это Железный Человек».
Q: У вас вероятно уже сформировалось сильная хватка по части персонажа Тони Старк и того каким бы вы хотели видеть конец его пути. Это не распространяется часом на все проекты студии Marvel Universe? У Вас есть понимание проектов, в которых Вы не задействованы?
Дауни: Я думаю, что есть. Более того я живу «по-соседству» с продюсером. До выхода ЖЧ она работала с Джоэлом Сильвером и это была своего рода прелюдия для нас обоих. Мы общались типа так (шепотом) «Это что за проект такой? Погляди на этот трейлер!» Как бы то ни было, мы запускали свои коготки во все это, хотя бы между собой, честно признаться, я люблю «пожевать» такого рода вещи. Я никогда не перестану удивляться, как мало на самом деле моего личного участия они требуют *смеется*
Q: В определенный момент съемок фильма Джосс Уэдон был нанят в качестве своего рода универсального надзирателя. Что он привнес в картину "Железный человек 3"?
Дауни:Честно говоря, как по мне лично, то он привнес в картину импульс. Это на самом деле удвоило производительность труда. Когда у вас есть вероятность получить беспрецедентный удар по шее… конечно вы можете расслабиться, на пару секунд, а потом четко, стройным шагом, следовать туда, куда вас попросят. Он дал нам многое. Много-много комфорта и изрядное количество беспокойства по поводу исполнения своих обязанностей *смеется*
Q: Характер Тони Старка находится в тесной взаимосвязи с вами. В том плане, что создатели не могут так просто взять и, в один прекрасный день, обзавестись новым актерским составом….
Дауни:Я уверен, что они подумали и об этом. Чувствую, что был продан Диснею за $4 миллиарда.
Q: Способствует ли факт такой вашей тесной взаимосвязи и вовлеченности укреплению желания остаться во всем этом как можно дольше?
Дауни: Есть немного, но касаемо вовлеченности, у меня всегда такая картина по жизни. Но суть в том, касаемо игры личности с таким жестким присущим ему нарциссизмом, что как только тебе удается убить одно эго Тони, другое выдвигается на передний план, дабы занять место убитого. У меня было достаточно такого опыта, но я постарался выискать все возможности, чтобы такая перестрелка как можно более мягче отразилась на моем путешествии по жизни. Это было удивительно уничижительно. Осознание того, что ты просто часть большого нечто, которым кто-то там владеет. Думаю, проблемы начинаются, когда кто-нибудь, вовлеченный во что-нибудь, обычно что-нибудь успешное и грандиозное, решает, что у него есть основания считать себя личным владельцем этого чего-нибудь. Это действительно грандиозное что-то, что Стен Лии выцарапывает в этой индустрии комиксов уже не протяжении 50 лет. С появлением ЖЧ он действительно позволил нам всем прикоснуться к чему-то очень-очень клеевому, и на удивление, ЖЧ был как раз героем второго порядка, но он смог заложить основу для всех этих последующих суперпарней и девушек. То, кем я являюсь сейчас, в этой мировой пищевой цепи, это именно то, как я о себе всегда и думал. В частности, с тех пор как я женился на этой высоко функциональной еврейской девушке откуда-то из Среднего Запада, я думаю о себе как о вполне компанейском мужике. Мне нравиться делать вылазки в свет, а так же оживлять прессу своим присутствием. Мне нравиться иметь возможность заявить «я собираюсь взять перерыв, потому что не хочу быть съеденным работой». Я не хочу собирать пресс конференцию или же круглый стол, чтобы люди смотря на меня, говорили «смотрите, он выглядит так устало!». По этому, мне нравиться присутствовать во время свершения чего-то особенного, нравиться общаться с людьми, приобретать каждый раз новый опыт. Забавно то, что являясь, по сути, человеком весьма сообразительным, у меня довольно четкая тенденция очень медленного перенятия опыта в свою личную жизнь. Минувшие пять-шесть лет для меня срок не достаточный для того, чтобы в полном объеме осознать и принять то, что за них произошло. Но я всегда помню свое место в пьесе.
Q: Похоже, что вы просто должны отыграть качественно и на совесть любой контракт, который подписываете до самого его конца. Собираетесь ли вы подписать еще сразу пару-тройку контрактов, или же будете подписывать все постепенно по мере?
Дауни: Я не знаю. Мне уже, честно, становится как-то неудобно в рамках именно этого рычага воздействия на окружающих. Меня немного раздражало обстоятельство того, что здесь, в полном комфорте данного контракта, в виду успешности проекта, не так уж и много свежих перемен для тебя. Но, иногда меня посещали корявые мысли, типа «Что же я в действительности сделал для себя, до того как я получил ЖЧ?» Потом я останавливал себя «Не ведись на эту чушь, Роберт! Ты – большой первичный двигатель!» И потом я делал вот так «Да, да, да. Я это понял». Я могу говорить об этом в течении двух часов, но я все же большой сторонник того, чтобы высказываться прямо «Лады, а теперь давай посмотрим на это трезвым взглядом». Не собираюсь я претворяться, что я выше всей этой чехарды, что у меня такого не бывает и все в этом роде. Для меня теперь очевидно, что куда лучше иметь контракт, который должен истечь в свое время, нежели тот, сроки истечения которого так и неясны. Думаю, именно поэтому, у любого контракта должен быть срок действия. Давайте скажем так, по поводу заключения контрактов, сейчас меня, моих агентов и адвокатов связывает некое подобие сексуальной интрижки, эдакая групповуха. Мне не нравится все это дело – и я думаю, что это все исключительно западные штуки. Ну, может уже и не исключительно, ведь нас сейчас опережает восточная бизнес-мудрость заключения контрактов «О, мы его поймали! Давай-ка мы опустим его ниже плинтуса!» Это действительно то, что вам доставляет? Заставлять людей чувствовать себя хреново? По идее должно быть что-то вроде «Брат, да они действительно пытаются перекрыть нам кислород». А на самом деле выходит так «Разве мы не были так восхищены совместной работой предыдущие пару лет? Так что сейчас мы просто можем вытереть друг о друга ноги. Это отвратительно для пищеварения. Я же творческая личность!»
Q: В ЖЧ вы непревзойденный и единственный лидер. В Мстителях, как бы то ни было, у вас были все эти парни, которые играли с вами наравне. Вы скучаете по тем временам, когда они были рядом?
Дауни: Я не должен быть лидером в ЖЧ, если всем от этого было бы более комфортно. Но, ад – это другие *смеется* Кто-то, когда-то это сказал, и иногда, я задумываюсь, «А что если тот парень был прав? Все что я делаю по жизни, это сную поблизости с другими людьми! И я – тот самый «другой» для них?»
Q: Является ли работа с другими актерами, все той же работой с другими актерами, когда вы участвуете в каких-либо широкомасштабных проектах?
Дауни: Да, это совершенно одно и то же для меня. Ко мне приходят и говорят «Роберт, у нас есть этот проект!» и следующая кинолента, над которой я работаю, может быть совершенно противоположного жанра, чем предыдущая. И вы даже представить не можете себе, насколько они могут разниться. Но, думаю, что люди, на самом деле не понимают, что как бы что ни было, где и какого жанра это все, все равно, остается одной и той же работой для меня. Мы беседуем по поводу сюжета и по поводу различных нюансов. В целом ход работы одинаков: постоянно те же самые вещи. Это как хождение по красной дорожке, просто она тут немножечко короче.
Q: Хм, действительно ли она настолько коротка, для фильмов в которых вы задействованы?
Дауни: Спасибо. Вы знаете, это настолько странно. Или не странно. Я живу для нее. Это просто часть работы, для которой, как не странно, я думаю, что я подхожу. Мне нравится ад. Мне нравятся находиться среди других людей. Мне нравится отсутствовать, иногда, в реальной жизни. Мне нравится что-то вроде "О, вы тоже здесь!» Поэтому я и нахожусь в городе, продвигающем это все. Так что, если мне это все нравиться уже априори, для меня это был хороший забег с Марвелом а теперь и Диснеем.
Q: "Мстители" теперь являются одним из самых успешных фильмов всех времен. Насколько это сильно повысило планку для работ над грядущим ЖЧ 3?
Дауни: И снова, мне было сказано, есть люди все же умнее чем я, которые и принимали такое решение. Самое смешное что, ЖЧ3 одновременно и обладает не таким уже широким размахом сюжета и переживается как что-то такое личное, - потому что я не нахожусь на горной вершине с Тором и Локи в Кливленде, в смысле Нью-Йорке, с кэпом, Вдовой, Хаукаем и прочими тому подобными. Я нахожусь в каждом кадре, каждой секунде действия этого фильма. Я вообще никогда не делал в своей актерской жизни столько всяких разных действий. Масштабы киноленты действительно очень-очень велики. И я думаю, что намерения Марвел вновь заключаются в том, чтобы бросить вызов предсказуемости. Давайте не будем начинать все эти вещи, которые потом начнутся в свое время и приведут к большому взрыву. Еще рано начинать программировать счетчик Мстителей.
Q: Изначально ЖЧ снимался в стиле риал-лайф, то есть максимально был приближен к настоящей жизни. В последующих экранизациях произошли довольно сильные изменения к совершенно другому миру. Каково было играть во всем этом Тони?
Дауни: Большим плюсом в этом всем является четкое разделение сюжета на своего рода, сегменты, что делает его довольно простым к обыгрыванию. Если и есть такой человек, о котором я мог бы подумать в третьем лице, который заснул бы с одним восприятием мира, а проснулся уже с другим, то для меня это Тони. Как бы то ни было, он живет в коконе своего собственного мира. Все, что его действительно заботит это Пеппер и его игрушки. Он ни о чем материальном, кроме его прототипов, девушки и единственного друга, даже не задумывается. Думаю, что он проникся некоим дружественным восприятием Брюса (Беннера), ну чуть более дружественным, чем к остальным. Но это все относится к тому типу дружественных отношений, когда ты пришел, навел с приятелем большой кавардак в большом городе, а затем вновь вернулся в свой личный Канзас.
Q: Вы можете сравнить работу с Джоном Фавро и Шэйном Блэком?
Дауни: Они очень схожи в своем подходе к работе. Вполне можешь всецело работать с одним, зная, что разрываться между двумя берегами не придется. Джон и я не однократно обращались к Шэйну за идеями по некоторым затруднительным моментам, и Шэйн однозначно возвращался к Джону с большим количеством идей. Джон показывал невероятное чувство коллективизма, а Шэйн, он более интроверт по своей натуре. Но иногда он просто завораживал своими действиями. Например, у нас были ночные съемки и он, как всегда, бегал вокруг всей этой аппаратуры. Он ударился головой обо что-то и попутно вывихнул себе плечо. Шэйн просто сидел на площадке, а мы насались вокруг с возгласами «Сейчас мы вызовем скорую». А он так капризно «Еще два дубля! Я останусь, пока не отснимем! Я останусь!». Я его еле убедил, что ему нужно поехать в больницу. Джон очень спокойный к восприятию, а Шэйн, он немного как я, и немного несговорчив временами. Но я тоже изменился. И Джон: был Джон, который снимал первого ЖЧ, Джон, который снимал второго ЖЧ и Джон, который вообще сделал все что сделал для ЖЧ в общем. Но, что делает меня действительно счастливым - это перемены, произошедшие во всем. Что Шэйн взошел на подмостки и закрутил все это в своем невероятно-фантастическом стиле возможностей. Мне так же очень комфортно от того, что никто не пострадал от всех этих перемен, включая франшизу и сами фильмы. У меня и Джона офисы расположены через улицу, прямо напротив. Мы с Шэйном все еще близкие друзья. Знаете, это очень приятно, иметь такие взаимоотношения с людьми. И снова, я скажу вам, что это мое личное крэдо по отношению к Кэвину и всем, кто находится у руля Марвел. Они очень, очень скрупулезно относятся к своему выбору всего, что готовятся принять.
По сюжету фильма, первая в этом году экранизация комиксов Marvel Cinematic Universe, нахальный-но-блестящий бизнесмен Тони Старк/Железный Человек попадает в ловушку врага, чья коварность не знает границ. Когда Старк находит свой личный мир разрушенным и брошенным к ногам врага, он предпринимает мучительные попытки поиска ответственных за эту катастрофу. Это путешествие, каждым своим поворотом будет проверять характер и силу воли Тони. В этом опасном путешествии, дабы выжить самому и защитить самых для него близких людей, Старку оставлены лишь возможности собственного смертного тела, а так же его изобретательность и изворотливый ум. В попытках собственной спиной остановить рушащуюся стену мира, Старк, наконец, находит ответ на вопрос, поймавший его в ловушку уже очень давно: человек делает себе костюм, или же все-таки костюм делает из тебя человека?
читать дальше
Q: Было ли у вас что-то вроде волнения, когда вам пришлось возвращаться к данному персонажу уже в четвертый раз?
Роберт Дауни мл.:Я находился в своего рода нетерпеливом ожидании этого. Я не хочу говорить "своего рода". Это звучит немного прохладно. Ожидание схожее…например, когда где-то на весенних выходных, а может летом или зимой у вас есть планы провести свой отпуск. Вы, может быть, хотите поехать в какую-нибудь Седону… так подтолкните же свой зад немного по направлению «вниз с горы». Так вот и у меня, своего рода список вещей, которые всегда мечтаешь сделать, но на которые никогда не хватает времени или просто не выпадает шанс. ЖЧ3 возложил на мои плечи очень большую ответственность. Потому что именно он должен был ответить на все вопросы зрителей. Стать мои волшебным зельем от всех недосказаностей игры прошлых фильмов и воплощением возможности реализовать все идеи, которые были по каким-то причинам выброшены за борт прошлых сюжетов. Но, вот, мы отсняли фильм, а у меня все еще есть ощущение того что нам еще есть чем заняться.
Q: Итак, когда же нам ждать «Железного человека 4»?
Дауни: не знаю.
Q: Как это было вновь вернуться к работе с Шэйном Блэком? И каково было ваше участие в том, чтобы он оказался вовлеченным в проект?
Дауни:Ну, уже довольно долгое время мы знаем друг друга довольно хорошо. Даже не спрашивая моего мнения, господа заявили, что Шэйн так или иначе был бы в это во все вовлечен. Они сказали, что сузили круг поиска ровно до двух вариантов. Мне понравились оба. Шэйн он, - и для меня это кредо, ибо мы с ним сняли фильм и работали над сценарием вместе, - он все еще занимает определенное место в моем сердце. И, как это выяснилось позже, он оказался идеальным выбором для этой картины.
Q: Вы упоминали не однократно в прошлых интервью, что предыдущие картины «Железного человека» претерпевали существенное изменение в сценарии в то время как съемки шли полным ходом. В этой картине был тот же подход?
Дауни:Сложно сказать однозначно. Поскольку мы пытались попутно построить некий плацдарм для Мстителей, было много вещей в каркасе, с которыми нам приходилось разбираться по ходу, типа «Что мы конкретно собираемся делать?» и «Что мы конкретно собираемся сказать всем этим?» Но кроме того было много «Эй, а что мы делаем-то в третьем акте?» «Где мы вообще собираемся это все закончить, ребята?» Но, думаю, что к тому времени как Шэйн взял в соавторы Дрю Пирса целостная структура скелета повествования, всех основных моментов и поворотов сюжета осталась неизменно изначальному варианту и это просто потрясающе. В целом, получается, что они смастерили песочницу идеально правильных размеров и вместимости, просто мы, потом, добавляли немного завихрений исключительно в ее дизайн. Знаете, в этом и есть изюминка стиля написания Шэйна. Не ничего случайно залетевшего в форточку. Все имеет свое определенно значение для развития дальнейшего повествования, и, даже если, изначально это и не заметишь. Все соответствует теме и полно символизма. Это на самом деле самые сложные моменты, придерживаться структуры, когда ты уже находишься в процессе съемок. Это все говорит том, что я очень глубоко уважаю его труд в целом, поэтому мог позволить себе совершенный сарказм к тому, что он писал каждый день. Что-то типа, приходил, брал сценарий и зачитывал с таким видом, будто они напихали в него кучу ненужных слов или же вообще написали какую-то хрень. Обычно, в практике это называется точки зрения актер/сценарист. Я называю это тремя… тремя листами бумаги с напечатанными на ними буквами. Это конечно может резать слух талантливому писателю, но таков уж мой личный взгляд на эти вещи. Я получаю хороший сценарий и ухожу со словами: «О, это хорошо! Я имею ввиду, мы, конечно же, не будем снимать эту фигню, но..»
Q: В Мстителях мы не однократно наблюдали как Тони Старк проходил мимо многих вещей. Как события этого фильма помогли ему изменить свое отношение к происходящему?
Дауни: Ну, знаете, мы вообще-то должны были сделать что-то. Я подумал: "Не случайно ли то, что он познал этот опыт? И почему он у него внезапно так случился в Нью-Йорке однажды летом? " Мы знаем, почему это все случилось именно там. Башня Старка. Но то, что он там делал, в принципе это было хорошим плацдармом для построения сюжетной линии третьей части. Я хотел, чтобы он вернулся домой, и я думал, "Что, если бы такое произошло с кем-либо из нас? Не было бы это хорошей взбучкой для каждого нормального человека? Уверен, вы бы стали оглядываться после такого". Тогда я подумал о реальности нашего 21 века в виде чудного духа Америки под названием терроризм, а так же прочего ударенного на голову производства, которое она так заботливо и кропотливо сейчас взращивает. Поэтому я подумал, что он должен быть немного ошеломленным. У нас всегда была эта задумка. Мы хотели, чтобы Тори и Роуди оказались в таком вот месте милях в двух, в местечке под названием Гнездо Нептуна (Neptune's Net) на PCH (Пассифик Кост Хайвэй). Я действительно хотел увидеть их в Гнезде Нептуна, но чтобы костюмы их были «припаркованы» снаружи, словно мотоциклы. Они внутри, и они просто два таких вот человечных парня. Я даже не знал, получиться ли у нас когда-нибудь все с этим Гнездом. У них же есть лицензия на название. Ну, что-то вроде «О, а давайте снимать в Спаго!» А я спрашиваю «Да не уж-то? А вы у них спросили разрешения?» А вообще я хотел чтобы все было именно на таком уровне восприятия, того же хотел и Шэйн. Мы оба хотели, чтобы они просто посидели на диванчике с мартини. И тут до меня дошло, говорю «Мартини? Так, а вот тут погодите… » «Хорошо», прерывает меня Шэйн, «Просто посидели на диванчике. А тут и Пеппер возвращается домой…» У Шэйна были в голове все эти образы выстроенные немного по-своему, у меня немного по-своему. А у студии и у Кэвина (Фейги) куча своих собственных канонических образов. И все это в итоге обернулось вот в такой удивляющий и очень зрелищный, я бы сказал клевый фильм.
Q: Мы видели сцену, где Бен Кингсли начинает свои уроки так хорошо при этом вписываясь в декорации и атмосферу. Понятие медиа-террорист так же интересно, как и как понятие момента заступничества Старка за Америку в борьбе со своим самым крупным противником. Насколько хорош был Кингсли в роли противника Мандарина?
Дауни:По некоторым причинам, я думаю об Оливере Стоуне, и когда я о нем думаю, то думаю я о том, как он отыграл в "Прирожденных Убийцах " много лет назад. В отличие от собственного неистового упора нынешнего террориста именно стать террористом «во всеуслышание», - сделаю отступление и скажу честно, не уверен я, что крупнейший противник должен всегда быть свергнут, – в действительности я не думаю, что такого рода террорист должен, позволять себе охватываться такой параноидальной идей быть реально услышанным вслух, проповедовать по медиа свою идеологию и бла бла бла. Хотя людям это нравится. И именно поэтому мне нравиться наш "Маньчжурский кандидат". Мне нравится чувствовать, что есть на самом деле вещи, которые нельзя предугадать ровно до того как они уже случаться. Я думаю, что это страшно, и это обязательно захватит в свои сети определенную часть больной паранойей 21 века американской души.
Q: Получается, что гордость Старка стоит у него на пути, дразня Мандарина и обрекая все на такой вот неизбежный крах.
Дауни: Да, я знаю. Это опять проблема из ряда «Что же ты будешь делать по этому поводу?» Если вы немного травмированы, вы неизбежно становитесь более резким и несдержанным в своей реакции на происходящее, не так ли?
Q: Является ли подобная насмешка результатом недавних сражений с инопланетянами, в результате чего Старк перестал бояться людей?
Дауни:Думаю, что истинная причина в том, что произошло нечто, придавшее происходящему оттенок личной заинтересованности Старка. В противном случае я не думаю, он бы стал вообще открывать свой рот.
Q: Было проделано много основной работы, которая позволила ЖЧ2 стать плацдармом для Мстителей. Так как ЖЧ3 образно стал предзнаменованием второй фазы, была ли в нем какая-нибудь подоплека для Мстителей2, или же он по большей части был своей собственной историей?
Дауни:Да, куда более самостоятельной историей, чем предыдущие две. И при работе над ней дышалось всем куда более свободно. Я даже немного не привык работать в таком режиме. К счастью и Шэйн и все остальные, работающие над ней, в том числе и я сам, были настроены работать, цитирую «именно над этой историей». У нас уже были Мстители, и нам очень нравилось, как все обернулось. Мы думали «Давайте не будем, конечно же, сливать героев, но сейчас давайте вернемся к Тони и Пеппер». И было очень, просто фантастически замечательно затащить опять на съемки Хэппи. Джон (Фавро) был ну просто великолепен. Он просто прибывал на съемочной площадке, а мы с большим энтузиазмом разводили вокруг весь этот беспридел. Он говорил «Все, что мне нужно делать - просто надеть на себя костюм и откалывать шуточки. Это будет очень здорово». В действительности он являлся просто неотъемлемой частью этой истории, как и всего, что происходило вокруг. Так же как и в истории Тони именно он был тем, кто стоял с ним бок о бок во время его от А до Я путешествия и попутно разборок с плохим парнем. Именно плохой парень втолкнул Тони в мир, в котором тот никогда не был. И, думается мне, именно это было фактом, так сильно привлекавшим Шэйна. Он говорил «Я бы хотел увидеть его разбитого и сломленного где-то в широтах славной Америки. Я бы хотел увидеть, как он общается с ребенком, с ребенком который не знает ничего, кроме того, что есть в мире один супергерой и это Железный Человек».
Q: У вас вероятно уже сформировалось сильная хватка по части персонажа Тони Старк и того каким бы вы хотели видеть конец его пути. Это не распространяется часом на все проекты студии Marvel Universe? У Вас есть понимание проектов, в которых Вы не задействованы?
Дауни: Я думаю, что есть. Более того я живу «по-соседству» с продюсером. До выхода ЖЧ она работала с Джоэлом Сильвером и это была своего рода прелюдия для нас обоих. Мы общались типа так (шепотом) «Это что за проект такой? Погляди на этот трейлер!» Как бы то ни было, мы запускали свои коготки во все это, хотя бы между собой, честно признаться, я люблю «пожевать» такого рода вещи. Я никогда не перестану удивляться, как мало на самом деле моего личного участия они требуют *смеется*
Q: В определенный момент съемок фильма Джосс Уэдон был нанят в качестве своего рода универсального надзирателя. Что он привнес в картину "Железный человек 3"?
Дауни:Честно говоря, как по мне лично, то он привнес в картину импульс. Это на самом деле удвоило производительность труда. Когда у вас есть вероятность получить беспрецедентный удар по шее… конечно вы можете расслабиться, на пару секунд, а потом четко, стройным шагом, следовать туда, куда вас попросят. Он дал нам многое. Много-много комфорта и изрядное количество беспокойства по поводу исполнения своих обязанностей *смеется*
Q: Характер Тони Старка находится в тесной взаимосвязи с вами. В том плане, что создатели не могут так просто взять и, в один прекрасный день, обзавестись новым актерским составом….
Дауни:Я уверен, что они подумали и об этом. Чувствую, что был продан Диснею за $4 миллиарда.
Q: Способствует ли факт такой вашей тесной взаимосвязи и вовлеченности укреплению желания остаться во всем этом как можно дольше?
Дауни: Есть немного, но касаемо вовлеченности, у меня всегда такая картина по жизни. Но суть в том, касаемо игры личности с таким жестким присущим ему нарциссизмом, что как только тебе удается убить одно эго Тони, другое выдвигается на передний план, дабы занять место убитого. У меня было достаточно такого опыта, но я постарался выискать все возможности, чтобы такая перестрелка как можно более мягче отразилась на моем путешествии по жизни. Это было удивительно уничижительно. Осознание того, что ты просто часть большого нечто, которым кто-то там владеет. Думаю, проблемы начинаются, когда кто-нибудь, вовлеченный во что-нибудь, обычно что-нибудь успешное и грандиозное, решает, что у него есть основания считать себя личным владельцем этого чего-нибудь. Это действительно грандиозное что-то, что Стен Лии выцарапывает в этой индустрии комиксов уже не протяжении 50 лет. С появлением ЖЧ он действительно позволил нам всем прикоснуться к чему-то очень-очень клеевому, и на удивление, ЖЧ был как раз героем второго порядка, но он смог заложить основу для всех этих последующих суперпарней и девушек. То, кем я являюсь сейчас, в этой мировой пищевой цепи, это именно то, как я о себе всегда и думал. В частности, с тех пор как я женился на этой высоко функциональной еврейской девушке откуда-то из Среднего Запада, я думаю о себе как о вполне компанейском мужике. Мне нравиться делать вылазки в свет, а так же оживлять прессу своим присутствием. Мне нравиться иметь возможность заявить «я собираюсь взять перерыв, потому что не хочу быть съеденным работой». Я не хочу собирать пресс конференцию или же круглый стол, чтобы люди смотря на меня, говорили «смотрите, он выглядит так устало!». По этому, мне нравиться присутствовать во время свершения чего-то особенного, нравиться общаться с людьми, приобретать каждый раз новый опыт. Забавно то, что являясь, по сути, человеком весьма сообразительным, у меня довольно четкая тенденция очень медленного перенятия опыта в свою личную жизнь. Минувшие пять-шесть лет для меня срок не достаточный для того, чтобы в полном объеме осознать и принять то, что за них произошло. Но я всегда помню свое место в пьесе.
Q: Похоже, что вы просто должны отыграть качественно и на совесть любой контракт, который подписываете до самого его конца. Собираетесь ли вы подписать еще сразу пару-тройку контрактов, или же будете подписывать все постепенно по мере?
Дауни: Я не знаю. Мне уже, честно, становится как-то неудобно в рамках именно этого рычага воздействия на окружающих. Меня немного раздражало обстоятельство того, что здесь, в полном комфорте данного контракта, в виду успешности проекта, не так уж и много свежих перемен для тебя. Но, иногда меня посещали корявые мысли, типа «Что же я в действительности сделал для себя, до того как я получил ЖЧ?» Потом я останавливал себя «Не ведись на эту чушь, Роберт! Ты – большой первичный двигатель!» И потом я делал вот так «Да, да, да. Я это понял». Я могу говорить об этом в течении двух часов, но я все же большой сторонник того, чтобы высказываться прямо «Лады, а теперь давай посмотрим на это трезвым взглядом». Не собираюсь я претворяться, что я выше всей этой чехарды, что у меня такого не бывает и все в этом роде. Для меня теперь очевидно, что куда лучше иметь контракт, который должен истечь в свое время, нежели тот, сроки истечения которого так и неясны. Думаю, именно поэтому, у любого контракта должен быть срок действия. Давайте скажем так, по поводу заключения контрактов, сейчас меня, моих агентов и адвокатов связывает некое подобие сексуальной интрижки, эдакая групповуха. Мне не нравится все это дело – и я думаю, что это все исключительно западные штуки. Ну, может уже и не исключительно, ведь нас сейчас опережает восточная бизнес-мудрость заключения контрактов «О, мы его поймали! Давай-ка мы опустим его ниже плинтуса!» Это действительно то, что вам доставляет? Заставлять людей чувствовать себя хреново? По идее должно быть что-то вроде «Брат, да они действительно пытаются перекрыть нам кислород». А на самом деле выходит так «Разве мы не были так восхищены совместной работой предыдущие пару лет? Так что сейчас мы просто можем вытереть друг о друга ноги. Это отвратительно для пищеварения. Я же творческая личность!»
Q: В ЖЧ вы непревзойденный и единственный лидер. В Мстителях, как бы то ни было, у вас были все эти парни, которые играли с вами наравне. Вы скучаете по тем временам, когда они были рядом?
Дауни: Я не должен быть лидером в ЖЧ, если всем от этого было бы более комфортно. Но, ад – это другие *смеется* Кто-то, когда-то это сказал, и иногда, я задумываюсь, «А что если тот парень был прав? Все что я делаю по жизни, это сную поблизости с другими людьми! И я – тот самый «другой» для них?»
Q: Является ли работа с другими актерами, все той же работой с другими актерами, когда вы участвуете в каких-либо широкомасштабных проектах?
Дауни: Да, это совершенно одно и то же для меня. Ко мне приходят и говорят «Роберт, у нас есть этот проект!» и следующая кинолента, над которой я работаю, может быть совершенно противоположного жанра, чем предыдущая. И вы даже представить не можете себе, насколько они могут разниться. Но, думаю, что люди, на самом деле не понимают, что как бы что ни было, где и какого жанра это все, все равно, остается одной и той же работой для меня. Мы беседуем по поводу сюжета и по поводу различных нюансов. В целом ход работы одинаков: постоянно те же самые вещи. Это как хождение по красной дорожке, просто она тут немножечко короче.
Q: Хм, действительно ли она настолько коротка, для фильмов в которых вы задействованы?
Дауни: Спасибо. Вы знаете, это настолько странно. Или не странно. Я живу для нее. Это просто часть работы, для которой, как не странно, я думаю, что я подхожу. Мне нравится ад. Мне нравятся находиться среди других людей. Мне нравится отсутствовать, иногда, в реальной жизни. Мне нравится что-то вроде "О, вы тоже здесь!» Поэтому я и нахожусь в городе, продвигающем это все. Так что, если мне это все нравиться уже априори, для меня это был хороший забег с Марвелом а теперь и Диснеем.
Q: "Мстители" теперь являются одним из самых успешных фильмов всех времен. Насколько это сильно повысило планку для работ над грядущим ЖЧ 3?
Дауни: И снова, мне было сказано, есть люди все же умнее чем я, которые и принимали такое решение. Самое смешное что, ЖЧ3 одновременно и обладает не таким уже широким размахом сюжета и переживается как что-то такое личное, - потому что я не нахожусь на горной вершине с Тором и Локи в Кливленде, в смысле Нью-Йорке, с кэпом, Вдовой, Хаукаем и прочими тому подобными. Я нахожусь в каждом кадре, каждой секунде действия этого фильма. Я вообще никогда не делал в своей актерской жизни столько всяких разных действий. Масштабы киноленты действительно очень-очень велики. И я думаю, что намерения Марвел вновь заключаются в том, чтобы бросить вызов предсказуемости. Давайте не будем начинать все эти вещи, которые потом начнутся в свое время и приведут к большому взрыву. Еще рано начинать программировать счетчик Мстителей.
Q: Изначально ЖЧ снимался в стиле риал-лайф, то есть максимально был приближен к настоящей жизни. В последующих экранизациях произошли довольно сильные изменения к совершенно другому миру. Каково было играть во всем этом Тони?
Дауни: Большим плюсом в этом всем является четкое разделение сюжета на своего рода, сегменты, что делает его довольно простым к обыгрыванию. Если и есть такой человек, о котором я мог бы подумать в третьем лице, который заснул бы с одним восприятием мира, а проснулся уже с другим, то для меня это Тони. Как бы то ни было, он живет в коконе своего собственного мира. Все, что его действительно заботит это Пеппер и его игрушки. Он ни о чем материальном, кроме его прототипов, девушки и единственного друга, даже не задумывается. Думаю, что он проникся некоим дружественным восприятием Брюса (Беннера), ну чуть более дружественным, чем к остальным. Но это все относится к тому типу дружественных отношений, когда ты пришел, навел с приятелем большой кавардак в большом городе, а затем вновь вернулся в свой личный Канзас.
Q: Вы можете сравнить работу с Джоном Фавро и Шэйном Блэком?
Дауни: Они очень схожи в своем подходе к работе. Вполне можешь всецело работать с одним, зная, что разрываться между двумя берегами не придется. Джон и я не однократно обращались к Шэйну за идеями по некоторым затруднительным моментам, и Шэйн однозначно возвращался к Джону с большим количеством идей. Джон показывал невероятное чувство коллективизма, а Шэйн, он более интроверт по своей натуре. Но иногда он просто завораживал своими действиями. Например, у нас были ночные съемки и он, как всегда, бегал вокруг всей этой аппаратуры. Он ударился головой обо что-то и попутно вывихнул себе плечо. Шэйн просто сидел на площадке, а мы насались вокруг с возгласами «Сейчас мы вызовем скорую». А он так капризно «Еще два дубля! Я останусь, пока не отснимем! Я останусь!». Я его еле убедил, что ему нужно поехать в больницу. Джон очень спокойный к восприятию, а Шэйн, он немного как я, и немного несговорчив временами. Но я тоже изменился. И Джон: был Джон, который снимал первого ЖЧ, Джон, который снимал второго ЖЧ и Джон, который вообще сделал все что сделал для ЖЧ в общем. Но, что делает меня действительно счастливым - это перемены, произошедшие во всем. Что Шэйн взошел на подмостки и закрутил все это в своем невероятно-фантастическом стиле возможностей. Мне так же очень комфортно от того, что никто не пострадал от всех этих перемен, включая франшизу и сами фильмы. У меня и Джона офисы расположены через улицу, прямо напротив. Мы с Шэйном все еще близкие друзья. Знаете, это очень приятно, иметь такие взаимоотношения с людьми. И снова, я скажу вам, что это мое личное крэдо по отношению к Кэвину и всем, кто находится у руля Марвел. Они очень, очень скрупулезно относятся к своему выбору всего, что готовятся принять.
We're less than two months away from the release of Walt Disney Pictures and Marvel Studios' much-anticipated Iron Man 3 and, today, the studio has debuted a brand-new trailer that you can check out below. What's more, ComingSoon.net/SuperHeroHype had the opportunity to take an early look at some footage from the May 3 release and spoke with the film's leading man, Robert Downey Jr. along with writer/director Shane Black and Marvel Studios President of Production Kevin Feige.
The film, fans' first look at the Marvel Cinematic Universe since last year's Marvel's The Avengers, pits brash-but-brilliant industrialist Tony Stark/Iron Man against an enemy whose reach knows no bounds. When Stark finds his personal world destroyed at his enemy's hands, he embarks on a harrowing quest to find those responsible. This journey, at every turn, will test his mettle. With his back against the wall, Stark is left to survive by his own devices, relying on his ingenuity and instincts to protect those closest to him. As he fights his way back, Stark discovers the answer to the question that has secretly haunted him: does the man make the suit or does the suit make the man?
читать дальше Q: Did you have any trepidations about coming back to this character for what is essentially the fourth time?
Robert Downey Jr.: I was kinda looking forward to it. I don't want to say "kinda." That's tepid. You know that thing of it's spring break or summer or winter and you have these plans? You want to go to Sedona, right? So push that peanut down the road a little bit. This is, to me, the kind of grab bag wish list of things we've always wanted to do and haven't had the chance. I put so much onus on "Iron Man 3." "Iron Man 3" was supposed to answer all the questions for an audience. Cure all my uncomfortable moments in the past playing this character and get in every idea that fell by the wayside the last three movies. Then we shot the movie and I feel like there's still a number of other things we have to do.
Q: So there will be an "Iron Man 4"?
Downey: I don't know.
Q: What was it like working with Shane Black again and how much of a force were you pushing for his involvement?
Downey: Well, we all know each other fairly well now. Without coming to me, they said Shane was going to be in the running for this. They said they had narrowed it down to a couple of choices. I liked both their choices. Shane still -- and I say this as a testament to the fact that we've shot the movie and have started to cut scenes together -- he still has a place in my heart. He turned out to be a great choice.
Q: You've mentioned in past interviews that previous "Iron Man" films involved a lot of figuring out the sсript as the production was going on. Was this a similar approach?
Downey: It's two-fold. As we were finding our way and trying to build towards the possibility of "Avengers," there was a lot of armature and things we had to deal with as far as, "What are we going to exactly do?" and "What are we going to exactly say?" But there was a lot of, "What are we doing in act three?" "Where are we ending all this?" I think that, by the time Shane had teamed up Drew Pearce, the overall arc of the turns and acts and themes and all that stuff in the story remained relatively unchanged, which is amazing. They really kind of made just exactly the right size sandbox for the whole thing, but there's some new kind of twists in it architecturally. That's just the way Shane writes, you know? Nothing is arbitrary. Everything has some meaning at some point later in the story or speaks to a theme. That's the hardest stuff to try and grab when you're already shooting. That said, I respect him so much that I did not respect his day-to-day writing at all and I just looked at scenes at the beginning of the day as, well, they had to put a bunch of words on this or they couldn't have a call sheet. These are called sides. I call them three-piece. Three pieces of paper with print on them. Which must be annoying to an excellent writer, but that's just the way I've been conditioned. I get a good sсript and go, "This is good! I mean, we're not going to shoot it, but…"
Q: We've seen Tony Stark go through a lot in "The Avengers." How did the events of that movie wind up helping him change for this one?
Downey: Well, we had to do something, you know? I thought, "Isn't it odd that he had this experience? And why was he suddenly just in New York for one summer?" We know why he was there. Stark Tower. But what he was doing there was really building an architect for a third act set piece. I wanted him back home and I thought, "What if that happened to any of us? Wouldn't we be a little tripped out? You'd be watching your back." Then I thought about this 21st century reality and kind of oddball zeitgeist of America and terrorism and all the weirdo stuff that this country seems to generate and co-create. So I thought he should be a little freaked out. We always had this idea where we wanted Tony and Rhodey to be at this place two miles away from where his house is called Neptune's Net on the PCH. I really wanted to see them at Neptune's Net with their suits just parked outside like motorcycles. They're inside and just two guys. I didn't even know if we could get Neptune's Net. There's licensing. It's like saying, "Let's go shoot at Spago!" I was like, "Is it? Did you ask them?" I wanted that kind of sensibility and so did Shane. We both wanted them just sitting on a couch with a martini. I go, "A martini? Hold on now!" "Alright! Just sitting on the couch. Pepper comes home. There he is." Shane had all these iconic images and I had my own. The studio and Kevin [Feige] had an equal amount of theirs. It turned into this really surprising and entertaining and really deep and cool movie.
Q: We saw a scene where Ben Kingsley is beginning his broadcast and how much goes into set-decorating and atmosphere. The notion of a media terrorist is an interesting one as is the notion of Stark standing in for America and a terrorist striking against the biggest opponent. How has Kingsley been to play against as the Mandarin?
Downey: For some reason or another, I'm thinking about Oliver Stone and I'm thinking about -- many years back -- doing "Natural Born Killers." I think that, unlike his own vehement take on demonizing the media -- and I'll backtrack and say that I'm not sure the biggest opponent needs to be toppled -- I do think it's evocative, that kind of paranoid idea that a terrorist is manufactured to blah, blah blah. People like that. It's why I like "Manchurian Candidate." I like the possibility of something like that going undetected until it's up and running. I think it's scary and it occupies, I believe, a part of the American paranoid psyche. I think it's in there.
Q: There's a sense that Stark's pride gets in the way, taunting the Mandarin and giving out his address.
Downey: I know. It's that problem, too, where you're like, "What are you going to do about it?" If you're a little bit traumatized, you become a little more reactive, right?
Q: Is the taunting partially related to the fact that Stark has taken down aliens and he's just not scared of a human being?
Downey: The actual reason is because of something in particular that happens which makes it personal to him. Otherwise he probably wouldn't have run his mouth.
Q: There was a lot of groundwork that "Iron Man 2" had to lay for "The Avengers." Since "Iron Man 3" is the start of Phase Two, is there still a lot of groundwork that has to be laid out for future films or is this one more able to tell a story all its own?
Downey: Yeah, more than any of the other three that I've been involved in. It seems to be very uninhibited. I'm just not used to working this way. Fortunately, Shane and all the other creatives and myself banged out a story that, quote unquote "earned" it. We had "The Avengers" and had something where we all loved how it turned out. We thought, "Let's not get indulgent now, but let's go back to Tony and Pepper." It was also really, really great to have Happy come back. Jon [Favreau] was just so great. He was standing on the set and we had designed this workshop. He says, "All I have to do is put on a suit and crack jokes. This is going to be great." He's actually very integral to the story and all that stuff. But it is true, this one is Tony's journey from A to Z, chasing the bad guy. It's a bad guy who draws him out to places that he's never been before and I think that that was what was attractive to Shane. He said, "I'd like to see him crashing in mid-America. I'd like to see him interacting with some kid who kind of doesn't really relate to him as anything but Iron Man.
Q: You obviously have a strong grasp of Tony Stark and where you'd like to see him go. Does that expand to the entirety of the cinematic Marvel Universe? Do you have insight into projects that you're not acting in?
Downey: I think I do. I also live with a producer. Before "Iron Man" came along and she was working with Joel Silver, it was kind of foreplay for us. We'd be like, (whispering) "What's that project? Look at the trailer!" We find this stuff to be catnip anyway and I love spitballing on stuff. It never ceases to amaze me how little of my input they actually require.
Q: At a certain point during the production of this movie, Joss Whedon was hired as a sort of universal overseer. What did he bring to "Iron Man 3"?
Downey: I think, honestly, what he brought was momentum. It's a twofold thing. When you have something that's just an unprecedented smash, you can sort of relax for a second, but you're also following that. He brought us a lot. He brought us a lot of comfort and a fair amount of performance anxiety (laughs).
Q: The Tony Stark character is very linked to you. That's not to say they couldn't one day recast the role...
Downey: I'm sure they've thought about it. I feel like I got sold to Disney for $4 billion.
Q: Does the fact that you're so connected make you want to stay around as long as you can?
Downey: Yeah, but, quiet as it's kept, that's how I've always been. The thing about playing this kind of inherent narcissist, whenever you kill one of Tony's egos, another one just pops up. I've had that experience, but I've found the whole thing to be a very quieting journey for me. It's been remarkably humbling. You realize you're just kind of part of this thing. I think the problems begin when any one person involved in anything -- particularly anything successful -- decides that they have some sense of ownership to it. This is really something that Stan Lee scratched down going on 50 years now. He touched on something really, really cool with Iron Man and, strangely, Iron Man was sort of second-tier superhero who laid the groundwork for these other guys and gals. Where I'm at right now is that I've always thought of myself -- particularly since I've been married to this high-functioning Jewish girl from the Midwest -- I think of myself as being a company man. I like showing up and I like doing press. I like being able to say, "I'm going to take a break because I don't want to burn out." I don't want to be doing a roundtable or a press conference and have people say, "He looks tired!" I want to be there. i want to communicate and kind of experience this. The funny thing is that, though I can be quick-witted, I tend to have a slow take experientially for things. These five or six years have not been enough time for me to process what has happened.
Q: It seems that you must getting towards the end of whatever contract you originally signed. Are you going to sign on for several more or will you take it one at a time?
Downey: I don't know. I honestly get uncomfortable with leverage. I was annoyed for awhile about having a contract where, in success, not very much changes for you. But then I got to thinking, "What was I really doing before I got 'Iron Man'?" Then I think, "Don't lead with that, Robert! You're a big prime mover!" I go, "Yeah, yeah, yeah." I get that. I can talk about that for two hours. But I'm a big believer in being really straight and saying, "Okay, let's really look at this." I not going to pretend I'm over it and whatever. Obviously, it's better to have a contract run out than it is to have one go on indefinitely. But I guess that's why contracts have limits on them. Let's just say that me, the agents and the lawyers are having a bit of a ball right now. I don't like this whole -- and I think it's a particularly Western thing. Well, maybe not anymore, because we're being outpaced by the east business-wise -- of "We've got him! Let's screw him to the floor!" Is that what gets you off? Making people feel bad? It shouldn't be, "Man, they really put the screws to us, brother." It's like, "Weren't we excited about the future a couple of years ago. Now we're just laying the boots to each other. It's just so digesting. I'm an artist!
Q: In the "Iron Man" movies, you are, naturally, the lead. In "The Avengers," however, you've got those other guys co-starring. Do you miss having them around?
Downey: I don't have to be the lead in "Iron Man" if that's going to make everyone comfortable. But hell is other people (laughs). Somebody said that and sometimes I think, "What if that guy's right? All I do is hang out with other people! And I'm another person to them?"
Q: Is working with other actors still working with other actors when you're doing a massively scaled project?
Downey: Yeah, it's entirely the same thing. They come and say, "Robert, we have this project" -- and the next movie I'm doing is as much of a departure from a genre movie as you can imagine -- but I think that people underestimate that everything really is just like everything else. We're talking about the story and we're talking about the themes. It's the same things, it's just the red carpet that's shorter.
Q: Is it ever really shorter for the movies you're in?
Downey: Thank you. You know, it's so weird. Or not weird. I live for it. It's just part of the job that I think I'm strangely suited for. I like hell. I like other people. I like being out. I like going, "Oh, you're here! I'm in town promoting this." Particularly if I like it. It's been a good run with Marvel and now Disney.
Q: "The Avengers" is now one of the most successful movies of all time. How did that raise the bar as far as action sequences for "Iron Man 3"?
Downey: Again, there's people who are, strangely, smarter than me making these decisions, I'm told. The funny thing is, "Iron Man 3" is simultaneously a much smaller storytelling style, but it also feels just personally -- because I'm not on the mountaintop with Thor and Loki in Cleveland -- I mean New York -- with Cap and Black Widow and Hawkeye and all that. I'm in every second of every action scene in this movie. I've never done so much action in my life. The scope feels really, really big. Again, I think Marvel's intention is to defy expectations again. Let's not just start with this thing that starts and gets to a big bang at 11. It wouldn't be nice counterprogramming for "The Avengers."
Q: "Iron Man" is very grounded in reality but, over the course of the films, they've moved to a very different world. How has playing Tony against that been?
Downey: The nice thing is that it is fairly compartmentalized and, I think, pretty seamlessly so. If there's one person that I would think of just in the third person who could have the world be one way and then wake up in the morning and be another way, it would be him. He lives in this cocoon of his own world anyway. All he really cares about is Pepper and his Dummy. He doesn't care about any of his material stuff except some robots, this girl and his one friend. I think he became friendly with Bruce [Banner] maybe a little more than the others, but it's like he went and did a big action movie and then came back and lives in Kansas or something.
Q: Can you compare working with Jon Favreau to Shane Black?
Downey: They're very similar. You also can't really work with one without reaching out the other. Jon and I reached out to Shane on several occasions and Shane definitely would refer back to Jon on a lot of stuff. Jon has an incredible sense of showmanship and Shane is much more kind of introverted. When he does become ectomorphic, it's very entertaining. For instance, we were night shooting and he just went running across this thing. He caught his head on something and dislocated his shoulder. He just sat there and we were like, "Well, back into the emergency vehicle." He was like, "Just two more shots! I'll stay, I'll stay!" I said, "You have to go to the hospital." Jon is very smooth and Shane is a little more like myself and a bit spiky at times. But I've also changed. There's the Jon that directed the first "Iron Man" and the Jon that directed the second one and the Jon that has done all the things he's done. What I'm really happy about is that, as things have changed, that Shane has stepped in and run with this obviously fantastic opportunity. I'm just so comforted that nobody has suffered for all of it, including the franchises and the movies themselves. Jon and I have offices across the street from one another. Shane and I are still speaking. It's a nice relationship, you know? Again, i think it's a testament to Kevin and the real central people at Marvel. They're very, very thoughtful about their choices.
©